Семинар «Учимся учиться»
7-11 июня 2010 г. в станице Зеленчукской Карачаево-Черкесской республики мы, коллектив экопоселения «Смаглинка», провели семинар «Учимся учиться» . (*»семинар» в переводе с греческого – «рассадник» :), это название мы полностью оправдали)
Для нас это был первый опыт проведения настолько крупного «мероприятия». Ведь участие в семинаре помимо 12 смаглинцев приняли примерно 40 гостей – это экопоселенцы-«помещики» разного возраста, педагоги и просто неравнодушные к детскому образованию люди из соседних регионов: Ставропольского и Краснодарского края, а также гостья из родового поселения «Родное» Владимирской области.
Семинар этот не случаен. Ему предшествовали и прошлогодний семинар Анатолия Сторожева в Зеленчукской, посвящённый организации школы в родовых поселениях, и наш опыт проведения летней семейной школы, и работа по созданию школьного курса биологии в опорных конспектах (по методике В.Ф. Шаталова).
Задачей этого семинара мы поставили сделать общим достоянием те наработки, умения и открытия в образовании, которыми богаты первопроходцы, и, сконцентрировав коллективное устремление, прозреть пути перехода от современной школы к школе в родовых поселениях.
Обмен «наработками» состоялся. Одно из самых ярких впечатлений: как много талантливых творческих людей вкладывают душу, сердце, разум, вдохновение в образование детей! Не оскудела земля русская! Мы глубоко тронуты той щедростью, с которой все готовы были делиться тем, чем богаты :).
Гостей у себя во дворе (в станице, рядом с землями создаваемого экопоселения) принимала одна из семей нашего коллектива. Поначалу все гости поставили палатки и ночевали в них, но уже на второй день семинара многие палатки были подтоплены из-за дождя, и тогда оказался востребованным приготовленный для гостей сеновал.
Деятельное участие в семинаре приняли:
- Наталья Леонидовна (преподаватель русского языка и литературы, школа М.П. Щетинина, Текос, Краснодарский край) – провела занятия по словесности (русскому языку, дополненному знаниями о смысле буков) и ответила на вопросы о школе М.П. Щетинина. Сознавая себя представителем всей школы, Наталья Леонидовна старалась донести до нас вдумчивое отношение к каждому слову, к каждой букве. Для многих мысль о том, что смысл слова заложен в каждой букве, оказалась новой.
- Славно смотрелась команда из экопоселения Синегорье (Краснодарский край)! Их было много, с ними было интересно, и они провели множество занятий:
— каллиграфию (писание пером и тушью);
— интеграцию «Золотой век русской литературы» (история-география-литература) и параллельно учили вести весёлый и эффективный опорный конспект;
— занятие по изготовлению обережных кукол;
— незапланированный ускоренный курс по изготовлению девичьих кокошников и сарафанов :);
— Татьяна Александровна великолепно провела занятия хоровым пением.
А ещё они порадовали нас концертом. Сперва пели и танцевали сами, а затем вытащили на танец и всех зрителей. Было весело!
- Представители принимавшей стороны (коллектив экопоселения Смаглинка):
- Нина Николаевна (инициатор и идеолог этого семинара) – провела три занятия по биологии. В ходе первого занятия в течение часа на основе одного опорного конспекта предлагалось получить целостное представление о жизни на Земле. Второе занятие началось с практикума на земле «Смаглинки», каждому было предложено, глядя на растения, придумать вопрос к нему и найти ответ. На третьем занятии был практикум по принципу «определяй действительность собой» — мы представляли себя в образе растений и, прислушиваясь к своим ощущениям, определяли наиболее удачные варианты взаиморазмещения растений на участке. Занятие, как обычно, прошло плодотворно и интересно. Например, мы выяснили, что лучшей «нянькой» для молодого кедра станет черноплодная рябина;
- Светлана провела урок рисования. Занятие было посвящено цвету, способности через цвет выразить чувства, состояние. Она предложила нарисовать восторг, покой и грусть;
- Вера – лепку из солёного теста и упражнения на улучшение взаимосвязей между полушариями мозга. И то и другое занятие оказалось очень увлекательным и весёлым;
- Максим провёл зарядку
- Нина Николаевна (инициатор и идеолог этого семинара) – провела три занятия по биологии. В ходе первого занятия в течение часа на основе одного опорного конспекта предлагалось получить целостное представление о жизни на Земле. Второе занятие началось с практикума на земле «Смаглинки», каждому было предложено, глядя на растения, придумать вопрос к нему и найти ответ. На третьем занятии был практикум по принципу «определяй действительность собой» — мы представляли себя в образе растений и, прислушиваясь к своим ощущениям, определяли наиболее удачные варианты взаиморазмещения растений на участке. Занятие, как обычно, прошло плодотворно и интересно. Например, мы выяснили, что лучшей «нянькой» для молодого кедра станет черноплодная рябина;
- Анастасия (хутор Папоротный, Краснодарский край) – провела занятия, посвящённые глубокому пониманию сказок. На первом занятии, вспоминая «Снежную королеву», все вместе вышли на глубокое понимание мудрости, вложенной автором в сказку. Мы увидели, что Кай – это ипостась человека, не прошедшего испытания гордыней, а Герда – та часть человека, которая преодолела испытание забвением, благополучием, страхом; поняли, почему мудрая лапландка забрала у неё рукавички и сапожки. Это был чудесный урок осознанного чтения. Многим захотелось перечитать под новым углом восприятия давно прочитанные сказки.
На втором занятии Настасья учила умению самому на ходу сочинять сказки. Все желающие тут же попробовали свои силы и зачитали свои произведения. Две самые удачные сказки были тут же разыграны по ролям. С этого занятия дети и взрослые вышли со светящимися глазами, с пониманием того, что и они могут придумать интересную сказку 🙂
- Ребята из города Кисловодска:
- Аня провела занятия свободным танцем. Выглядело это занятие так: ведущий спонтанно танцует-движется, а остальные повторяют его движения, через некоторое время ведущий меняется. Действо это было воспринято на ура и взрослыми и детьми :). Оказалось, что очень приятно попытаться понять другого человека через его пластику. Это как ненадолго влезть в чужую шкуру.
- Игорь провёл для детей несколько занятий творческой информатикой (http://www.nemehanika.ru/it/). О впечатлениях от занятий я расспросил Максима:
- Аня провела занятия свободным танцем. Выглядело это занятие так: ведущий спонтанно танцует-движется, а остальные повторяют его движения, через некоторое время ведущий меняется. Действо это было воспринято на ура и взрослыми и детьми :). Оказалось, что очень приятно попытаться понять другого человека через его пластику. Это как ненадолго влезть в чужую шкуру.
— Что было интереснее всего?
— Интереснее всего было всё 🙂
— А что именно вы делали?
— Первое — программирование — на экране двигались шарики, треугольники, квадратики, а мы меняли их цвет и форму . А второе — в 3DMax’е создавали объёмные фигуры и приводили их в движение. У Шурика, например, один шарик веселил другого, прыгал вокруг него.
— И какие впечатления от этих занятий?
— Было интересно, весело, прикольно 🙂
Было настолько интересно, что фотограф так и не смог протиснуться поближе: 🙂
- Кристина провела занятия йогой.
- Соня позанималась с младшими ребятами весёлой математикой. Они устно решали задачи в духе Григория Остера: «Стояло 10 домов, в каждом по 20 жильцов. Однажды ночью двум домам надоело прикидываться, они снова стали летающими тарелками и улетели, а люди остались. По сколько людей нужно заселить в оставшиеся дома, чтобы в каждом из них снова жило поровну?».
- Из станицы Бекешевской Ставропольского края:
- Галина – провела несколько занятий для младших. На одном занятии ребята пытались увидеть и оформить красками на бумаге образ букв и уже из этих оживших букв составлять слова. А на другом простая игра в «Цепи» превратилась в тренинг по сочинению двустиший-выкликалок: «Заплету сегодня косу, позову в цепочку Тосю».
- Галина – провела несколько занятий для младших. На одном занятии ребята пытались увидеть и оформить красками на бумаге образ букв и уже из этих оживших букв составлять слова. А на другом простая игра в «Цепи» превратилась в тренинг по сочинению двустиший-выкликалок: «Заплету сегодня косу, позову в цепочку Тосю».
А ещё, на проезд в Галиной машине (жигулёнке времён Брежнева) можно было продавать билеты, как в комнату смеха 🙂 Она путала улицы, скорости, застревала посреди ручья, и всё время ухохатывалась, заражая смехом своих пассажиров 🙂 При этом в нашем мини-спектакле сыграла принцессу Несмеяну, хотя по фотографиям этого не сказать 🙂
- Олег – провёл зарядку по системе «Белояр». Нас поразили несколько эффектных показательных упражнений, появилось желание больше узнать об этой системе и, возможно, пригласить Олега провести для нас отдельный семинар по «Белояру».
- Татьяна Молчанова (поселение Родное, Владимирская обл.) легко вливалась в любой процесс и легко делилась своими знаниями и умениями. А именно:
— научила, как весело (очень весело:) согреться, дружно двигаясь под приговорку «у дедушки Степана сорок сыновей, сорок дочерей…»,
— показала зарядку «по-старорусски», в которой нет специальных упражнений, а есть только ходьба и косьба. И если ходить и косить правильно, то в этих движениях и так все мышцы будут задействованы.
— поставила мини-спектакль по книжке Г. Курлова «Обалденика. Книга-состояние».
В ходе длительной пятнадцатиминутной репетиции актёрам были сооружены костюмы из подручных (и подножных) материалов, текст мы читали с листа, и хотя, возможно, Станиславский и сказал бы «не верю!», но у нашей аудитории спектакль имел успех 🙂
Между занятиями дети «замокали» в прудах, катались на качелях:
А вот самые младшие участники семинара:
А на пятый день семинара мы показали ребятам из Синегорья наши ближайшие окрестности:
Очень порадовал детей свежевыпавший град 🙂
Подводя итоги семинара, неожиданно нашли «острый угол» — разное отношение к школьным предметам. Многие взрослые участники семинара высказали своё негативное отношение к школьной системе, и, как следствие, к школьным предметам. Да и как иначе? Стали бы мы искать что-то новое, будь там всё хорошо?
Но как можно заинтересовать ребёнка изучением физики, химии, если у самого со школы осталось ощущение скуки, бесполезности от этих предметов?!
А ведь при заинтересованном, внимательном изучении в любом школьном предмете, будь то геометрия или история (особенно если выглянуть за рамки школьного учебника), открываешь такую осмысленность и глубину, что дух захватывает! Но как же заинтересовать себя?.. 🙂
И уже после семинара, проводив гостей, мы нашли ответ на этот вопрос! 🙂 Мы увидели, что удачная или неудачная сдача нашими детьми-экстернами экзаменов в общеобразовательной школе – это пропаганда или дискредитация не только семейного образования, но и нашего экопоселения, и идеи родовых поселений в целом. Это – одно из «лиц» нашего поселения, то, каким его видят наши соседи – жители станицы. Теперь занятие той же физикой с нашими школьниками наполняет начатое нами строительство домов в родовых поместьях более высоким смыслом.
Со временем мы создадим новые программы, сложим их в единый курс. Мы уже начали осваивать школьную программу до 9го класса, постигая её глубоко, чтобы в этой глубине найти целостное понимание законов мироздания. К примеру, тему «Дыхательная система» в биологии расширяем пониманием дыхания в йоге, а тему «Пищеварительная система» дополняем знаниями Шаталовой, Брэгга, Ниши.
В итоге семинара мы решили во время осенних каникул провести для учащихся 7-9 классов «погружения» в несколько школьных наук, глубоко, интересно, интегрировано. Приглашаем к участию в «погружениях» взрослых и школьников!
P.S. Команда Синегорья тоже опубликовала свой рассказ об участии в семинаре. Мы порадовались, что по итогам семинара они приняли решение летом провести погружение за 5 класс по математике и русскому языку. Надеемся, что при встрече нам снова будет чем обменяться 🙂
Навигация
Предыдущая статья: ← «Живая школа» — семинары для школьников и их родителей
Следующая статья: Цикл семинаров по программе 8-го класса →